Подобно фундаменту здания,
форма представляет собой фундамент программы, на котором строится все остальное.
Форма — это место, где пользователь общается с программой. Приложение может
иметь несколько форм, каждая из которых выполняет свое особое предназначение.
Delphi инкапсулирует
концепцию форм в класс TForm, и каждая форма, создаваемая с помощью конструктора
форм (Form Designer), наследует основные свойства, методы и события этого
класса.
Класс TForm не является
прямым потомком TWinControl.
Свойства
TForm
Класс TForm предоставляет
возможность изменять его поведение и внешний вид формы с помощью ряда свойств.
Active
Свойство Active определяет,
имеет ли форма фокус ввода. Если имеет, оно возвращает True, если нет False.
Windows выводит заголовок активной формы цветом, отличающимся от цвета
неактивных.
procedure TDataEntryForm.FormCloseQuery(Sender:
Tobject;
var CanClose: Boolean);
begin
{Проверяем,
введен ли текст в элемент.}
if edtCustName.Text = ' ' then
begin
{Запрещаем закрытие.}
CanClose:= False;
(Устанавливаем фокус в поле с некорректными данными.)
ActiveControl:= editCustName;
end;
end;
AutoScroll,
HorzScrollBar и VertScrollBar
Свойство AutoScroll
управляет появлением полос прокрутки в форме, размеры которой не позволяют
вывести все ее элементы одновременно. Если свойство равно True,
и вы изменили размеры так, что не все элементы формы видны, в форме автоматически
появляются полосы прокрутки. Если же значение свойства— False, вы теряете
доступ к элементам формы, не поместившимся на экране.
{Устанавливаем диапазон вертикальной прокрутки.}
VetrScrollBar.Range:=
Height * 2;
{Показываем
вертикальную полосу прокрутки.}
VertScrollBar.Visible:=
True;
{Устанавливаем
диапазон горизонтальной прокрутки.}
HorzScrollBar.Range:=
Width * 2;
{Показываем
горизонтальную полосу прокрутки.}
HorzScrollBar.Visible:=
True;
BorderIcons
Свойство Borderlcons
представляет собой набор логических значений, использующийся для определения
набора пиктограмм в заголовке формы.
Значения biMinimize
и biMaximize создают пиктограммы, которые позволяют свернуть и развернуть
форму с помощью мыши.
Значение biHelp выводит кнопку с вопросительным знаком. Щелчок на ней вызывает контекстно-зависимую справку, которая выводится, как текст подсказки Hint, т.е. без вызова Windows Help. На рис. 1.1 представлена такая кнопка.
Значение biSystemMenu создает слева от заголовка
пиктограмму, позволяющую вызывать системное меню, как показано на рис.
1.2.
BorderStyle
Свойство BorderStyle
перечислимого типа позволяет определить:
|
|
|
|
|
|
По умолчанию свойство
BorderStyle имеет значение bsSizeable, создающее обычное окно с изменяемыми
размерами. Такое окно имеет стандартную строку заголовка и не имеет ограничений
на расположение в ней кнопок. Примеры таких окон — программы Explorer и
Notepad.
Значение bsDialog создает
диалоговое окно, которое используется, когда программа требует от вас ответа
для продолжения выполнения программы или для вывода информации, 16-разрядные
версии Windows выводили такое окно как окно с широкой границей того же
цвета, что и заголовок. Сейчас, если вы будете следовать новому трехмерному
интерфейсу, границы окна будут выглядеть так же, как границы обычного окна!
Видимое различие между стандартными и диалоговыми окнами
в связи с тем, что последнее не может изменять размеры, состоит лишь в
том, что указатель мыши не изменяется при пересечении рамки окна.
Третий по популярности стиль окон — bsSingle, создающий форму, которая не может изменять размеры во время работы. В отличие от bsDialog, bsSingle не запрещает установку любых пиктограмм. Единственное ограничение состоит в том, что кнопка сворачивания окна, будучи выведенной, является недоступной (блокированной). Пример такой программы — Calculator. На рис. 1.4 вы видите другой пример окна bsSingle.
Панель инструментов (Toolbar) позволяет быстро получить
доступ к сгруппированным функциям. В Delphi можно сконструировать панель
инструментов, поместив группу компонентов TSpeedButton в форму, имеющую
стиль bsSizeToolWin или bsToolWindow. Окно в стиле bsSizeToolWin может
изменять размеры и не имеет кнопок biMinimize, biMaximize HbiHelp. Окно
в стиле bsToolWindow действует так же, но не позволяет изменять размеры.
Стиль bsNone создает окно без рамки и заголовка.
Такое окно не рекомендуется использовать в качестве стандартного или диалогового,
однако оно может быть полезным в программах сохранения экрана или заставках.
Height
и Width
Эти свойства определяют высоту и ширину формы в
пикселях и обычно используются для изменения размеров формы во время работы
на дисплеях разной разрешающей способности. Вот пример увеличения размеров
формы до размеров всего экрана.
{Перемещаем
форму в верхний левый угол экрана.}
Left:= 0;
Тор:= 0;
(Изменяем
размеры формы.)
Width:= Screen.Width;
Height:=
Screen.Height;
(Класс TScreen, о котором
будет сказано ниже, и его экземпляр Screen предоставляют доступ к информации
о размерах всего экрана.)
Приведенный код, конечно,
работает, но плохо, так как требуется четыре обновления формы. На самом
деле лучше использовать метод SetBounds, определенный у потомков TWinControl:
SetBounds(0, 0, Screen.Width,
Screen.Height);
ClientHeight
и ClientWidth
Окно состоит из двух частей — клиентской
и не клиентской. Обычно приложение выводит изображения только в клиентской
области, размер которой возвращается через свойства ClientHeight и ClientWidth.
Обычно эти свойства используются для того, чтобы убедиться, что в форме
может выводиться весь объект определенного размера. Показанный ниже текст
приводит размер клиентской области формы в соответствие размерам изображения,
содержащегося в компоненте TImage, ImgPicture.
with imgPicture.Picture do
begin
(Изменение размера.)
ClientWidth:= Width;
ClientHeight:= Height;
end;
Не клиентская область обычно прорисовывается
Windows и включает строку заголовка, меню и рамку окна. Вы можете рисовать
в этой части окна, перехватив сообщение WM_NCPAINT.
FormStyle
Свойство FormStyle
перечислимого типа определяет, как форма взаимодействует с вашим приложением
и Windows.
Существует два основных
стиля форм — MDI (Multiple Document Interface — многодокументный
интерфейс) и не MDI. Имеется два MDI-стиля
(fsMDIForm и fsMDIChild), которые рассматриваются ниже. Не MDI
формы существуют также в двух вариантах— fsNormal и fsStayOnTop. Наиболее
популярен стиль fsNormal, который создает стандартный стиль, используемый
для диалогов, панелей инструментов и SDI-приложений.
Стиль fsStayOnTop применяется
реже и создает форму, всегда остающуюся поверх других форм и приложений,
что может быть полезно при выводе системной информации и использовании
ресурсов. Примером такого окна является окно программа Chat, используемой
при работе в сети.
Вот как можно реализовать,
подобно программе Chat, установку вывода поверх других окон путем выбора
пункта меню.
procedure
TFormI.mnuAlwaysOnTopClick(Sender: TObject);
begin
with mnuAlwaysOnTop do
begin
{Переключаем отметку выбора пункта меню.}
Checked:= not Checked;
{Проверка установок меню.}
if Checked then
(Устанавливаем стиль fsStayOnTop.)
FormStyle:= fsStayOnTop
else
{Возвращаем нормальный стиль.}
FormStyle:= fsNormal;
end;
end;
Icon
Свойство Icon определяет
пиктограмму, выводимую Windows при сворачивании вашей формы. В интерфейсе
Windows 95 эта пиктограмма также выводится в левом верхнем углу формы на
кнопке системного меню. Если вы не определите значения для этого свойства,
будет использоваться свойство Icon глобального объекта Application.
KeyPreview
Объект TForm наследует
от класса TWinControl обработку событий OnKeyDown, OnKeyUp и OnKeyPress,
и свойство KeyPreview определяет ситуации, в которых эти сообщения запускаются.
Если значение KeyPreview равно False, события клавиатуры пересылаются только
тому управляющему элементу, который имеет фокус ввода. В неординарном случае,
когда в форме нет управляющих элементов,
событие передается форме. Если же значение свойства установлено равным
True, событие сначала пересылается форме, а затем — управляющему элементу,
имеющему фокус ввода.
Обычно свойство используется
KeyPreview для обработки функциональных клавиш, которые должны быть переданы
форме независимо от текущего активного элемента.
Без этого свойства
обработка функциональных клавиш сводится к написанию для каждого элемента
дополнительного обработчика, который должен отслеживать нажатие функциональных
клавиш. Более элегантным является использование разделяемого обработчика
событий, так что лучше всего применять свойство KeyPressed.
При этом все нажатия
клавиш отсылаются обработчикам событий OnKeyDown, OnKeyUp и OnKeyPress
автоматически и для "отлова" функциональной клавиши надо написать только
один обработчик события OnKeyDown формы. Вот пример закрытия формы при
нажатии клавиши <F2.
procedure
TFormI.FormKeyDown(Sender: TObject; var Key: Word;
&n
Shift: TShiftState):
begin
{Проверить, нажата ли клавиша <F2.}
if Key = VK_F2 then
{Закрыть форму.}
Close;
end;
Рассматривая принцип
работы этого кода, имейте в виду, что события OnKeyDown и OnKeyUp используют
виртуальные коды (все они перечислены в файле WINDOWS.PAS).
Menu
Это свойство определяет
компонент TMainMenu, который предоставляет главное меню формы. Свойство
Menu позволяет сделать меню контекстно-зависимым и часто используется в
OLE-приложениях при замене вашего исходного меню на меню приложения-сервера.
На рис. 1.5 показан документ Wordpad с внедренным объектом MediaClip. Обратите
внимание, что меню и панель инструментов при этом те же, что и у Media
Player.
Для изменения свойства Menu просто присвойте ему новое значение (TMainMenu или его потомок):
Menu:= mnuMainMenu;
Position
Position — это свойство
перечислимого типа, определяющее размещение формы при запуске приложения.
Значение по умолчанию (poDesigned) заставляет
форму выводиться в месте, определенном при разработке приложения. Положение
и размер формы при этом берутся из свойств Left, Top, Height и Width. Поскольку
вы не можете знать заранее, в какой системе будет запущено ваше приложение,
может оказаться, что на мониторе с низким разрешением при использовании
этого значения свойства будет видна только часть формы.
Более полезно значение
poScreenCenter, использующее заданные вами при создании приложения значения
Width и Height, но оно так изменяет Left и Тор, что форма выводится в центре
экрана.
Если вы установите
Position равным poDefault, Windows автоматически установит размеры и положение
формы, но вы при этом лишитесь возможности контролировать ее размеры. Можете
создать форму размером 200х200, которая будет выведена как 640х480. Из-за
этого, в частности, не допускается применение данного значения для MDI-форм.
Значение poDefaultPosOnly
более полезно, так как оно автоматически определяет расположение формы,
но не ее размеры (а потому рекомендуется для MDI-форм, в которых требуются
определенные размеры дочерних форм).
Последнее значение
свойства (poDefaultSizeOnly) автоматически определяет размер, но не расположение
формы. Это значение может использоваться там, где важно положение формы
на экране, а не ее размер.
Хотя свойство Position
позволяет определить, каким образом будет выводиться форма, профессионально
сделанные приложения сами запоминают свое расположение на экране и при
следующем запуске выводятся в той же позиции и с тем же размером. Это осуществимо,
например, благодаря записи положения окна в Registry или в INI-файле, в
том же каталоге, где находится приложение. Обычно сохранение позиции
и размеров экрана выполняется в самый последний момент — при уничтожении
формы.
procedure
TForml.FormDestroy(Sender: TObject);
var
sAppPath: String;
iniSettings: TINIFile;
begin
{Получить путь к ЕХЕ-файлу приложения.}
sAppPath:= ExtractFilePath(Application.EXEName);
{Создаем объект TINIFile.}
iniSettings:= TINIFile.Create(sAppPath + 'SETTINGS.INI');
try
{Записываем свойства в INI-файл.}
iniSettings.Writelnteger(Name,'Left',Left);
iniSettings.Writelnteger(Name,'Top',Top);
iniSettings.Writelnteger(Name,'Width',Width);
iniSettings.Writelnteger(Name,'Height',Height);
finally
iniSettings.Free;
end;
end;
После выполнения кода
ваш INI-файл будет содержать нечто вроде
[Form1]
Left=108
Тор=174
Width=540
Height=165
Заметьте, что для строки
раздела используется свойство Name вашей формы.
Восстановить положение
формы на экране немного сложнее (главным образом из-за того, что следует
отработать ситуацию, когда INI-файла нет).
procedure
TFormI.Create(Sender: TObject);
const
CNOTFOUND = -1;
var
sAppPath: String;
iniSettings: TINIFile;
liValue: Longint;
begin
{Получаем путь к ЕХЕ-файлу приложения.}
sAppPath:= ExtractFilePath(Application.ExeName);
{Создаем объект TINIFile.}
iniSettings:= TINIFile.Create(sAppPath + 'SETTINGS.INI');
try
{Пытаемся считать значение Left.}
liValue:= iniSettings.Readlnteger(Name,'Left',cNOTFOUND);
{Проверяем, считано ли значение.}
if liValue = cNOTFOUND then
begin
{Свойства в INI-файле не найдены — центруем форму.}
Left:= (Screen.Width - Width) div 2;
Top:= (Screen.Height - Height) div 2;
end
else
begin
{Считываем значения из INI-файла.}
Left:= iniSettings.Readlnteger(Name,'Left',Left);
Top:= iniSettings.Readlnteger(Name,'Top',Top);
Height:= iniSettings.Readlnteger(Name,'Height',Height);
Width:= iniSettings.Readlnteger(Name,'Width'.Width);
end;
finally
iniSettings.Free;
end:
end;
WindowState
Свойство перечислимого
типа WindowState определяет состояние окна— свернутое, развернутое или
нормальное. По умолчанию оно имеет значение wsNormal (при этом окно выводится
в состоянии, определяемом свойствами Position, Left, Top, Height и Width).
Чтобы свернуть или развернуть форму, используются значения wsMinimize и
wsMaximize.
События
TForm
Класс ТForm добавляет
несколько событий к родительскому классу TWinControl. Эти события позволяют
изменять поведение формы путем выполнения загрузки и сохранения информации
о состоянии формы или распределения и освобождения дополнительных ресурсов.
Когда форма создается
и отображается, происходит пять следующих событий.
1. OnCreate запускается при создании формы и позволяет распределять ресурсы
и инициализировать форму.
2. OnShow происходит непосредственно перед выводом формы на экран. К этому
времени все элементы управления и компоненты созданы и инициализированы.
3. OnResize генерируется при изменении размера формы во время выполнения приложения. Обычно здесь помещается код для изменения размера и положения на экране элементов управления, не поддерживающих свойство Align. Событие OnResize также однократно генерируется при создании формы, когда Delphi устанавливает начальные размеры формы.
4. OnActivate происходит при получении формой фокуса ввода. OnActivate
вызывается только при переходе фокуса ввода от одной формы к другой в пределах
одного приложения. При переключении между приложениями Delphi генерирует
событие OnActivate глобального объекта Application.
5. OnPaint запускается, когда необходимо перерисовать форму. Это может
происходить, когда форма только что стала видимой, при частичном удалении
перекрывающих ее элементов или увеличении размеров. Событие полезно, если
вы перерисовываете какую-то часть формы самостоятельно.
1. OnCloseQuery генерируется в ответ на действия, закрывающие форму. Обработчик получает логическую переменную CanClose, определяющую, может ли форма быть закрыта. По умолчанию она имеет значение True, но если вы в обработчике установите False, форма останется открытой. Обычно это используется для сохранения не сохраненных файлов или для подтверждения закрытия формы. Вот пример такого кода.
procedure
TFormI.FormCloseQuery(Sender: TObject;
var CanClose: Boolean);
begin
CanClose:= MessageDIg('Close form?', mtConfirmation,
[mbYes,mbNo], 0) = mrYes;
end;
2. OnClose генерируется непосредственно перед закрытием формы. Обычно оно используется для изменения стандартного поведения формы при закрытии. Для этого Delphi передает в обработчик события переменную Action, которая может принимать одно из четырех значений: caHide, caMinimize, caNone или caFree. По умолчанию для не MDI-форм используется caHide, скрывающее форму. Для дочерних MDI-форм значение по умолчанию, сворачивающее форму, равно caMinimize. Если Action установлено равным caNone, закрытия не происходит. caFree заставляет Delphi закрыть форму и освободить всю связанную с ней память. Если после этого сослаться на объект формы, произойдет исключительная ситуация.
3. OnDeActivate происходит при потере формой фокуса ввода. Запуск происходит
по тем же правилам, что и запуск события OnActivate.
4. OnHide запускается непосредственно перед тем, как форма станет невидимой.
5. OnDestroy генерируется непосредственно перед уничтожением формы. Обычно оно используется для освобождения ресурсов, выделенных в OnCreate.
Повторное
использование форм
К этому моменту вы
уже должны быть хорошо знакомы с объектно-ориентированной природой Delphi.
Поскольку TForm представляет собой класс, он может повторно использоваться,
расширяться и изменяться. Повторное применение форм поддерживается через
шаблоны форм и наследование. Оба эти метода используют Object Repository
Шаблоны форм
Шаблоны форм (Form
Templates) предоставляют основу для новой формы. По одной заготовке можно
создать несколько форм. В Delphi есть хранилище объектов (Object Repository),
в котором содержится множество различных шаблонов форм, диалогов и проектов.
Использование
шаблонов форм
Приведенные ниже опции
позволяют использовать шаблоны форм.
Добавление
собственного шаблона
Хотя имеющиеся шаблоны
весьма полезны и хорошо сделаны, для продолжительной профессиональной работы
их будет недостаточно. Наверняка нужно будет что-либо доработать или создать
новую форму, которую можно было бы использовать в других приложениях. Чтобы
не делать одну и ту же работу дважды (трижды, восемьюжды...), создайте
шаблон формы и поместите его в хранилище объектов.
Разделяемое
хранилище
Вам может не понравиться то, что ваши шаблоны
содержатся в хранилище Delphi. Предположим, что вы де инсталлируете Delphi
(при этом, чтобы сохранить свои шаблоны, вы будете вынуждены вручную сохранять
их в другом месте, а потом вновь добавлять их в очередное хранилище). Или,
например, вы работаете в сетевом окружении и хотите поделиться своими формами
с другими программистами. Обе эти проблемы позволяет решить концепция разделяемого
хранилища.
Разделяемое хранилище (shared repository) представляет
собой папку с двумя файлами, используемыми для хранения информации о расположении
шаблонов. Вы можете определить расположение разделяемого хранилища, выполнив
следующие действия.
После того как разделяемое хранилище определено,
вы вольны в выборе места хранения своих шаблонов.
Управление хранилищем
объектов
После добавления шаблона в хранилище вы вдруг
обнаруживаете, что совсем забыли внести в него последние исправления. Вы
можете сделать это, используя диалоговое окно Object Repository, показанное
на рис. 1.9. Для его вызова воспользуйтесь командой Tools/Repository.
В списке Pages, расположенном слева в диалоговом
окне, перечислены страницы, выводимые в диалоговом окне New Items. Управлять
этим набором можно с помощью кнопок Add Page, Delete Page и Rename Page.
Выбор страницы из списка
приводит к заполнению списка Objects объектами, содержащимися на этой странице.
Если вы выберете элемент [Object Repository], будут показаны все объекты
в хранилище. Вы можете перемещать объекты путем их перетаскивания из списка
Objects на нужную страницу в списке Pages.
Кнопка Edit Object позволяет вывести диалоговое
окно Edit Object Info, показанное на рис. 1.10. С его помощью можно редактировать
свойства объекта в любой момент.
Кнопка Delete Object
удаляет объект из хранилища, но не удаляет его файлы с диска.
Переключатели, расположенные
внизу диалогового окна, выполняют две задачи. Первый переключатель. New
Form, позволяет определить шаблон, используемый при создании новой формы.
Второй, Main Form, определяет шаблон, используемый для построения главной
формы при создании нового приложения. Для назначения соответствующих шаблонов
просто выберите объект из списка Objects
и отметьте нужную опцию.
Если вы выбираете проект,
а не форму, диалоговое окно заменит переключатели
новыми переключателями New Project. Он
позволяет определить шаблон проекта, используемый при создании нового приложения.
Наследование
форм
Наследование форм воплощает
лучшие возможности повторного использования форм Use и Copy. При копировании
вы создаете дубликат формы и добавляете в него необходимые компоненты и
код. Неудобство этого метода состоит в том, что изменения не вносятся в
шаблон. При использовании Use изменения вносятся не только в шаблон, но
и во все объекты в других проектах.
Наследование позволяет
создать множество экземпляров шаблона, которые могут отличаться один от
другого, как при использовании Copy. Оно так же автоматически вносит изменения
в объект хранилища, как и при использовании Use.
Использование
наследования форм
В хранилище объектов
содержится несколько примеров наследования форм. Для того чтобы наследовать
одну форму из другой, выполните следующие действия.
Выберите команду File/New Application.
При этом появится пустое приложение.
Заголовок нового диалогового окна— OKHelpRightDlg2. Почему Delphi создает это диалоговое окно как OKHelpRightDIg? Ответ заключается в наследовании форм. В списке форм вашего проекта содержится четыре объекта— Form1, OKHelpRightDIg, OKHelpRightDlg2 и OKRightDlg. Поскольку вы наследуете новую форму из OKHelpRightDIg, Delphi включает его в ваш проект для компиляции вашей программы. Это и приводит к наименованию новой формы как OKHelpRightDlg2. К тому же это позволяет избежать конфликта имен. В свою очередь, OKHelpRightDIg — наследник OKRightDlg, а потому последний также включен в проект.
Цепочка наследования отражена в автоматически генерируемом коде. Описание класса OKHelpRightDlg2 выглядит так.
TOKHelpRightDlg2
= class (TOKHelpRightDIg) private
{Закрытые объявления.}
public
{Открытые объявления.}
end;
Это объявление не назовешь
чересчур информативным. Поскольку вы не добавляли ни новых компонентов,
ни кода, OKHelpRightDlg2 не определяет ни новых свойств, ни методов или
событий. Определение класса TOKHelpRightDIg несколько интереснее.
TOKHelpRightDIg
= class (TOKRightDIg)
HelpBtn: TButton;
procedure HelpBtnClick(Sender: TObject);
private
{Закрытые объявления.}
public
{Открытые объявления.}
end;
Как вы можете видеть,
OKHelpRightDIg получает компоненты и код от OKRightDIg и добавляет объект
HelpBtn типа TButton, а также обработчик события HelpBtnClick.
Преимущества
наследования форм
Как уже упоминалось
ранее, преимущества наследования форм заключаются в возможности добавления
новых компонентов и кода в объект и наличии связи с оригиналом шаблона
в хранилище. Если вы изменяете шаблон, наследуемый объект будет автоматически
обновлен. Выполните следующие действия.
Выберите команду File/New Application,
и появится пустое приложение.
Теперь приступим к демонстрации.
Переместите шаблонную форму в нижнюю часть главного окна Delphi. Вы обратили
внимание, что новая форма OKRightDlg2 не открылась? Это связано с тем,
что Delphi обновляет свойства Left и Тор одновременно с изменением соответствующих
родительских свойств.
Однако в обратном направлении
изменения не передаются. Чтобы убедиться
в этом, выполните следующие действия.
При перемещении диалога-наследника на экране диалогородитель будет оставаться на месте, что иллюстрирует передачу свойств только в одном направлении.