В большинстве случаев установка XFree не представляет проблем. Однако, если вы желаете использовать видеокарту для которой драйвер находится в процессе разработки или добиться лучших разрешения или производительности от карты с графическим акселератором, то вам потребуется определенное время для настройки XFree.
В этой главе мы опишем как
создать и отредактировать XF86Config
файл, который настраивает
XFree86 сервер.
В большинстве случаев лучше всего начать с ``основной'' XFree86 конфигурации, которая использует низкое разрешение , например 640x480, поддерживаемого всеми видеокартами и мониторами. Однажды настроив XFree на стандартное разрешение, вы можете затем подстроить файл конфигурации для для того, чтобы использовать все возможности, предоставляемые вашей аппаратурой.
В дополнение к информации приведенной здесь, вам следует ознакомиться со следующей документацией:
/usr/X11R6/lib/X11/doc
(включенного в пакет XFree86-3.1-doc).
Вам следует особенно обратить внимание на файл README.Config
.README
(например README.Cirrus
,
README.S3
). Прочитайте их, если вы имеете такую видеокарту.XF86Config
.XF86_SVGA
или
XF86_S3
).Основным файлом настройки
XFree86 является файл /usr/X11R6/lib/X11/XF86Config
. Этот файл
содержит информацию о вашей мыши, параметрах видеокарты и т п. В качестве примера
дистрибутив XFree86 содержит файл XF86Config.eg
. Скопируйте его
в файл XF86Config
и отредактируйте.
XF86Config
man page подробно объясняет формат этого файла. Прочитайте данный документ ,
если вы еще это не сделали. Далее мы собираемся просмотреть файл XF86Config
участок за участком. Этот файл может выглядеть не совсем так, как файл в вашем
дистрибутиве XFree86, но структура их совпадает.
XF86Config
может изменяться с каждой версией XFree86; эта информация
может быть верной только для XFree86 версии 3.1.
XF86Config
файлов.
Каждая секция файла XF86Config
определяется парой строк Section "<section-name>" ... EndSection
.
Первая секция файла называется Files
, и выглядит следующим образом:
Section "Files"
RgbPath "/usr/X11R6/lib/X11/rgb"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/misc/"
FontPath "/usr/X11R6/lib/X11/fonts/75dpi/"
EndSection
Строка RgbPath
указывает местоположение базы данных цветов, а каждая строка FontPath
определяет каталог, содержащий фонты. Как правило, вам не следует изменять эти
строки, вам следует только убедиться, что все каталоги фонтов присутствуют.
Следующая секция имеет имя
ServerFlags
и определяет несколько глобальных параметров для сервера.
Как правило эта секция пуста.
Section "ServerFlags"
# Uncomment this to cause a core dump at the spot where a signal is
# received. This may leave the console in an unusable state, but may
# provide a better stack trace in the core dump to aid in debugging
# NoTrapSignals
# ncomment this to disable the <Crtl><Alt><BS> server abort sequence
# DontZap
EndSection
Все строки данной секции закомментированы.
Следуюшая секция Keyboard
.
Она определяет работу клавиатуры.
Section "Keyboard"
Protocol "Standard"
AutoRepeat 500 5
ServerNumLock
EndSection
Доступны также и другие режимы.
Описанные выше опции работают на большинстве клавиатур.
Следующая секция - Pointer
определяет параметры мыши.
Section "Pointer"
Protocol "MouseSystems"
Device "/dev/mouse"
# Baudrate and SampleRate are only for some Logitech mice
# BaudRate 9600
# SampleRate 150
# Emulate3Buttons is an option for 2-button Microsoft mice
# Emulate3Buttons
# ChordMiddle is an option for some 3-button Logitech mice
# ChordMiddle
EndSection
Единственными опциями, на
которые стоит обратить внимание являются Protocol
и Device
.
Protocol
определяет протокол, который использует ваша мышь. Возможными
типами (для Linux - есть другие опции, доступными для других ОС) являются:
Для Logitech busmouse следует
использовать протокол BusMouse. Заметьте, что для старых мышей Logitech необходимо
использовать протокол Logitech
, а для новых или Microsoft
,
или Mouseman
протокол.
Строка Device
определяет устройство к которому подключена мышь. На большинстве систем Linux
это /dev/mouse
. /dev/mouse
обычно связано с соответствующим
серийным портом (например /dev/cua0
- COM1 или /dev/cua1
- COM2) или с портом busmouse
. В любом случае убедитесь, что указанное
устройство есть в каталоге /dev
и работоспособно.
Следующая секция - Monitor
,
определяет характеристики вашего монитора. Файл XF86Config
может
содержать не одну, а несколько секций Monitor
(это справедливо
и для других секций). Это полезно в том случае, когда вы подключили к системе
несколько мониторов или используете один и тот же XF86Config
файл
для различных конфигураций.
Section "Monitor"
Identifier "CTX 5468 NI"
# These values are for a CTX 5468NI only! Don't attempt to use
# them with your monitor (unless you have this model)
Bandwidth 60
HorizSync 30-38,47-50
VertRefresh 50-90
# Modes: Name dotclock horiz vert
ModeLine "640x480" 25 640 664 760 800 480 491 493 525
ModeLine "800x600" 36 800 824 896 1024 600 601 603 625
ModeLine "1024x768" 65 1024 1088 1200 1328 768 783 789 818
EndSection
Строка Identifier
используется для именования текущего описания монитора. Это может быть любая
строка, на которую вы в дальнейшем ссылаться в файле XF86Config
.
HorizSync
определяет возможные скорости горизонтальной развертки для вашего монитора в
Килогерцах. Если у вас многочастотный (multisync) монитор, вы можете указать
интервал значений (или несколько интервалов, разделенных запятой), как показано
выше. Если у вас монитор с фиксированной частотой, то вам надо указать список
фиксированных значений. Например:
HorizSync 31.5, 35.2, 37.9, 35.5, 48.95
В руководстве на ваш монитор эти значения должны быть описаны. Если вы не имеете этой информации, вам следует связаться с производителем или продавцом вашего монитора.
Строка VertRefresh
описывает возможные значения частоты вертикальной развертки для вашего монитора
в герцах. Как и для HorizSync
вы можете указать интервал или список
дискретных значений. Ваше руководство на монитор должно содержать эту информацию.
Сервер использует значения
HorizSync
и VertRefresh
только для того, чтобы убедиться
что вы верно определили разрешение монитора. Это исключает возможность разрушения
монитора при попытке работы с ним на частоте превышающей максимально допустимую.
Строка ModeLine
определяет один из режимов разрешения вашего монитора. Ее формат:
ModeLine <name> <clock> <horiz-values> <vert-values>
<name>
- строка, которую вы можете использовать в этом файле в дальнейшем для указания
разрешения. <dot-clock>
определяет частоту задающего генератора
адаптера для этого разрешения. Обычно частота указывается в мегагерцах. Она
определяет скорость с которой видеокарта должна посылать значения точек экрана
на монитор при указанном разрешении. <horiz-values>
и <vert-values>
состоят из 4-х цифр каждая. Эти значения определяют, когда электронная пушка
монитора во время развертки должна включиться и когда должны проходить импульсы
горизонтальной и вертикальной синхронизации во время развертки луча.
Как описать строку ModeLine
для вашего монитора? Файл VideoModes.doc
, включенный в дистрибутив
XFree86, детально описывает как определить эти значения для каждого разрешения,
которое поддерживает ваш монитор. Значение clock
должно соответствовать
частотам, которые поддерживает ваша видеокарта. Далее в файле XF86Config
вы определите эти значения.
Существует два файла modeDB.txt
и Monitors
в дистрибутиве XFree, которые могут содержать данные
ModeLine
для вашего монитора. Эти файлы располагаются в каталоге
/usr/X11R6/lib/X11/doc
.
Вы можете начать со значений
ModeLine
для мониторов стандарта VESA. Этот режим поддерживается
большинством мониторов. Файл modeDB.txt
включает описания синхронизации
для стандартного разрешения VESA. В этом файле вы найдете такие строки:
# 640x480@60Hz Non-Interlaced mode
# Horizontal Sync = 31.5kHz
# Timing: H=(0.95us, 3.81us, 1.59us), V=(0.35ms, 0.064ms, 1.02ms)
#
# name clock horizontal timing vertical timing flags
"640x480" 25.175 640 664 760 800 480 491 493 525
Это стандартная строка синхронизации для разрешения 640x480 точек. Она устанавливает частоту 25.175 Mhz, которая должна поддерживаться большинством мониторов (более подробно об этом позже). В вашем файле эта строка должна выглядеть так:
ModeLine "640x480" 25.175 640 664 760 800 480 491 493 525
Заметим, что аргумент name
в строке ModeLine
(в нашем случае "640x480") может быть любой строкой,
которая описывает для вас разрешение монитора.
Для каждой строки ModeLine
сервер проверяет, попадают ли указанные значения в интервал указанных значений
Bandwidth
, HorizSync
и VertRefresh
. Если
нет, то сервер выдаст предупреждение при начале работы.
Если стандартные значения
синхронизации VESA не работают у вас, то просмотрите другие значения в файлах
modeDB.txt
и Monitors
для других типов мониторов.
Заметим, что многие 14 и 15 дюймовые мониторы не могут поддерживать разрешений
1024x768 точек из-за низкого значения Bandwidth
. То есть, если
вы не нашли описание режима высокого разрешения для вашего монитора, то не исключено,
что ваш монитор не поддерживает такое разрешение.
Если вы потерпели неудачу
с подбором строки ModeLine, изучите инструкцию описанную в файле VideoModes.doc
вашего дистрибутива. По этой инструкции вы сможете описать строку ModeLine
по спецификациям, описанным в вашем руководстве на монитор.
В конце концов, если вы
не можете подобрать правильные значения строки ModeLine
, то вы
можете просто слегка изменить эти значения для достижения требуемого результата.
Например, если изображение на экране слегка уходит влево или вверх, вы можете
по инструкции из файла VideoModes.doc
настроить значения синхронизации.
Проверьте также наличие управляющих клавиш на вашем мониторе! Частенько бывает
достаточным изменить горизонтальный и вертикальный размер изображения во время
работы XFree чтобы добиться желаемой центровки и размера изображения. Наличие
этих клавиш на монитора значительно упрощает жизнь.
Следующая секция Device
описывает параметры вашей видеокарты. Например:
Section "Device"
Identifier "#9 GXE 64"
# Nothing yet; we fill in these values later.
EndSection
Эта секция описывает возможности
вашей карты. Identifier
определяет имя этого описания для ссылки
на него в дальнейшем.
Первоначально вам не стоит
заполнять эту секцию, за исключением поля Identifier
. X-сервер
можно использовать в режиме определения параметров установленной видеокарты.
После определения этих параметров вы занесете их в эту секцию. X-сервер способен
определить тип микросхемы видеокарты, поддерживаемый интервал частот, наличие
RAMDAC и размер установленной памяти на видеоадаптере.
Прежде чем мы это сделаем,
нам следует закончить описание файла XF86Config
.
Следующая секция - Screen
описывает возможные режимы работы X-сервера с видеокартой и монитором.
Section "Screen"
Driver "Accel"
Device "#9 GXE 64"
Monitor "CTX 5468 NI"
Subsection "Display"
Depth 16
Modes "1024x768" "800x600" "640x480"
ViewPort 0 0
Virtual 1024 768
EndSubsection
EndSection
Строка Driver
определяет тип сервера, который вы будете использовать. Вы можете использовать
следующие сервера:
Для XF86_S3, XF86_Mach32, XF86_Mach8, XF86_8514, XF86_P9000, XF86_AGX, and XF86_W32 серверов;
Для XF86_SVGA сервера;
: Для XF86_VGA16 сервера;
: Для XF86_Mono сервера;
: Для non-VGA монохромного драйвера в XF86_Mono и XF86_VGA16 серверах.
Убедитесь, что файл /usr/X11R6/bin/X
является символьной ссылкой на используемый вами сервер.
Строка Device определяет
идентификатор секции Device
, описывающей установленную видеокарту.
Выше мы описали секцию Device
с идентификатором:
Identifier "#9 GXE 64"
Следовательно, здесь мы
используем "#9 GXE 64
" в строке Device
.
Точно так же строка Monitor
определяет имя секции Monitor
для данного сервера, в данном примере
"CTX 5468 NI
".
Подсекция Display определяет
режим работы сервера при выводе информации на экран. Файл XF86Config
детально описывает эти режимы. Режимы, которые вам необходимо знать:
Depth
.
Опеделяет число битов на точку. Обычно Depth
принимает значение
8 (256 цветов). Для сервера VGA16 вам следует установить значение Depth
4 и для монохромного сервера - 1. Если вы используете видеокарту с ускорителем
и имеете достаточно памяти для поддержки большего числа бит на точку, Вы можете
установить Depth
16 , 24 или 32. Если с этими значения появились
проблемы вернитесь к значению 8 и попытайтесь решить проблему позже. Modes
.
Указывает список видеорежимов, описанных в секции ModeLines. Выше мы описали
режимы Modelines названные "1024x768
", "800x600
"
и "640x480
". Следовательно строка Modes будет выглядеть:
Modes "1024x768" "800x600" "640x480"
Первый режим, перечисленный
в этой строке устанавливается по умолчанию после начала работы сервера. Далее
вы можете переключать режимы разрешения изображения, использую клавиши Лучше всего при начальном
конфигурации XFree86 использовать минимальное разрешение, например 640x480,
которое работает на большинстве систем. И после настройки этого режима настроить
XF86Config
на работу с большими разрешениями.
Virtual
.
Устанавливает виртуальный размер экрана. XFree86 имеет возможность использовать
дополнительную память на вашей видеокарте для расширения вашего рабочего поля.
Когда указатель мыши доходит до края экрана, ваше рабочее поле сдвигается
показывая новые части вашего рабочего поля. Следовательно, даже если вы работаете
на мониторе с низким разрешением (например 800x600 точек), вы можете установить
размер виртуального экрана насколько вам позволяет память видеоплаты (1 Мегабайтная
плата может хранить рабочее поле 1024x768 с 256 цветами, 2-х Мегабайтная плата
- 1280x1024 с 256 цветами или 1024x768 с 16384 цветами и т д). Конечно, вы
не сможете увидеть сразу все поле на вашем мониторе, но вы можете легко просмотреть
любую его часть.
Virtual
предоставляет вам прекрасную возможность использовать всю память вашего
адаптера, но она довольно ограничена. Если вы желаете еще расширить возможности
работы с экраном, вам следует использовать fvwm
, openwin
или другой подобный менеджер окон. fvwm
и openwin
позволяет вам иметь намного больший виртуальный экран (используя механизм
спрятанных окон, вместо сохранения всего экрана в видеопамяти). Ваше виртуальное
рабочее поле может состоять из 16x16 реальных экранов и более. Обратитесь
к руководству по указанным командам. Большинство дистрибутивов XFree используют
по умолчанию менеджер окон fvwm
.
ViewPort
.
Если вы использовали опцию Virtual
, описанную выше, ViewPort
устанавливает координаты левого верхнего угла виртуального экрана после начала
работы сервера. Часто используют значение Virtual 0 0
. Если вы
не установили этого значения сервер центрирует виртуальный экран на мониторе
(что может быть не всегда желательно).XF86Config
). На практике
же другие опции не обязательны для начальной установки сервера.